Со-Творенье(или давняя попытка оправданья виртуала)Тема Жемчуга Мифология Фавна Сказки АвторВсе тексты (Лабиринт) Возвращенье Ванессы Домой |
- Довольно кукситься! Взгляни на арлекинов! - Каких арлекинов? Где? - Да везде! Всюду вокруг. Деревья - арлекины, слова – арлекины. И ситуации и задачки. Сложи любые две вещи – остроты, образы, - и вот тебе троица скоморохов! Давай же! Играй! Выдумывай мир, твори реальность! Баронесса А.Бредова, урожденная Толстая[1] Надобно признаться, ипостасики довольно долго не давали мне «взяться за перо» (...перышком его, пух-пера легше – бормотал Сам, но Боди был голоден, хотел спать, а то и вовсе, как Балаганов, «занят был», оказываясь в таком месте, где не то что писАть – думать о таких вещах просто-таки неприлично[2]. Или напротив – Боди был свеж и бодр, а Сам – ленив, расслаблен и – в лучших традициях – капризен…) Сподвигла ипостасиков на такой подвиг («…но, ей-Богу, что-то героическое в этом есть!»[3]) чистая случайность – две попавшиеся подряд книги, в которых весьма забавно (и давно!) были предугаданы и истолкованы некоторые проблемы «виртуала»[4]. Иначе, несмотря на всю решительность статьи Сопляка[5] и занимательность Чатологии[6] - они, пожалуй, так и не рискнули бы заявить «…что я, не будучи знаком, позволяю себе…но предмет вашей учёной беседы настолько интересен….»[7]… Ниже Сам и Боди позволят себе высказаться в характерной для них бестолково-насмешливой манере, перенасыщенной ссылками и литературными аллюзиями (уж не обессудьте, но тут я решительно ничего не могу - да и не хочу! J с ними поделать)[8] по поводу нескольких, показавшихся им занятными, положений. Итак: Читая всё, что уже написано по этому поводу (оставляя в стороне многие другие области социально-прикладной психологии в Интернете) – никак не удается избавиться от ощущения, что вот сейчас заветное слово будет произнесено (помните «Неясный Асфодель» Себастьяна Найта? [9] – «Вот сейчас мы узнаем, в чём этот смысл; сейчас будет сказано слово, - и вы, и я, и каждый в мире хлопнет себя в лоб: ну и дураки же мы были! Мир, перестроенный, перетасованный, явит свой смысл душе с простотой обоюдного их дыхания »). Но… ипостасики превосходно отдают себе отчёт (с лёгкостью!) – что для каждого ЭТО слово, ЭТО откровение будет разным. Поэтому они попробуют лишь подобраться (Сам и Боди немедленно изображают двух индейцев, бесшумно подбирающихся к добыче) к двум, уже прозвучавшим, вопросам, которые им нынче представляются главными : «Чем же объясняется такая популярность чатов?» и «Чем МЫ отражаемся в чате?» Однако прежде, чем приступать к произнесению опа… нет… эпо-хального («хорошо, хоть не охального» – комментарий рассудительного Боди) слова, хотелось бы («галопом по Европам» – добавляет ехидный Сам) пробежаться по основным, уже прозвучавшим у разных авторов положениям:
· Сначала о двух книгах, послуживших поводом для… всего вот этого. Обе, как ни странно – фантастика. Это – «Мастер снов»[10] Р. Желязны, в котором достаточно точно трактуется бермудский треугольник «творчество – любовь – безумие», и, кроме того, со всей очевидностью показана роль подсознательного и того, что буддисты зовут «силой личности» в «виртуальных» снах. Вторая – «Театр Теней» блистательного К. Саймака[11] - не просто восхитительно (написано в 1964 году!) предсказывающая проблемы взаимо-отношений людей в реале и виртуале, но и – вот, горячее! (сразу – не в тему вовсе – мелькнуло «О туши ж, о туши! Горячее...»[12]) – показывающая рождение качественно новых образов в виртуале… (вот такая вот вышла история, как с «Мензурой Зоилии» Акутагавы и повестью Михаила Ефремовича[13]… впрочем, надобно отметить, что авторство постулата «В чате живут» принадлежит всё-таки Сопляку).
· Далее о «несравненной правоте»[14] Елены-Трой в вопросе о «подарке», преподнесённом психологии и социологии. Именно-именно! - бестелесное, виртуальное общение в чистом виде, ставшее доказательством, к примеру, возможности чистой «духовной» любви[15] (…ну, или влюблённости – тот, кто не испытывал этого чувства, пусть первый бросит в меня камень … ох, кажется, Сам отправился на поиски подходяшего камня…J ). И только и остаётся изумляться Стендалю и его «теории кристаллизации»[16], говорящей, что Любовь – это всего лишь работа души над образом. Впрочем, работа особая , о чём когда-нибудь в другой раз…
· Теперь чуть-чуть о мотивах пребывания в чате (как часть вопроса об их популярности) – отдельный большой вопрос, но всё-таки хочется коснуться и его, хотя бы и несколькими словами. Даже исходя из функций общения – информационной (и более узко – коммуникационной), компенсаторной (в чистом эмоциально-бессознательном плане), поиска референтной («эталонной») группы и формирование адекватного «Я-образа»[17], а также новомодных «когнитивных»[18] наворотов – определяющих мотивы (что я ещё забыл?) – поле для исследований представляется весьма обширным….
· Стоит вспомнить и безусловно имеющий место быть феномен, неуклюже обозванный когда-то «коэффициентом выделения»[19] – одному из сторон которого (цвету) посвящены интересные заметки Елены Трой и Влади. И действительно, «почему мой выбор пал на Лику?»[20], почему Марсель выбрал из «стайки» именно Альбертину? Набоков говорит «Та же природная стихия, которая произвела её в тающем блеске березняка, тихонько убрала сперва её подругу, а потом и сестру»[21] . Но вот Елена и Влади пытаются придать цвет и осмысленность этой стихии, другие интуитивно чувствуют значение лексики, способа построения фраз… «О, как я понимаю этот язык, немой, но такой выразительный»[22]. И область эта ждёт ещё своих исследователей (ещё один, и какой роскошный штамп, не правда ли?)…
· Принципиальными представляются также импровизационный[23] характер общения, влияние временнОй составляющей, требующей более развернутой реакции чем простое хлопанье глазами[24]…Все эти особенности уже были отмечены, в том числе и у Сопляка, где на мой взгляд, наиболее точной аналогией была импровизационная пьеса-карнавал, в которой зрители и есть участники….Неуловимый же Время-дедушка как раз и является одним из тех немногих параметров, которые поддаются достаточно точному измерению (в некоторых своих ипостасях J), и чье влияние определяется не только качественно[25]… · Осталось только упомянуть о ставшем уже для всех очевидностью после работ Лотмана знаковом характере общения[26], что особенно наглядно проявлется в чате, где значение одних и тех же слов служит, зачастую, для выражения совершенно различных смысловых категорий. Что уж говорить о намёках, литературных ассоциациях и прочем[27]….
Ну вот, теперь всё готово, и Сам и Боди со своей колокольни, со своей кочки зрения, из своей башни из слоновой кости[28] произнесут… Вглядитесь - (и быть может этот взгляд покажется вам новым, или напротив, до боли знакомым) – миражи наших разыгранных страстей, болей и нежностей, мрачностей и серьёзностей – остаются с нами, принося нам ту Самую радость творчества, которой Бердяев посвятил свою лучшую, на мой взгляд, книгу[29].
В доказательство сейчас здесь будет продемонстрирован очень трудный номер - своего рода двойное сальто-мортале с так называемым «вализским» перебором (меня поймут старые акробаты) и посему прошу совершенной тишины и внимания»….[30] И….... И……J Интеллектуальная пародоксальность Страя, сарказмы и добродушное почвенничество Собакевича, рассудительная прелесть и кротость Кроткой Мэри, красочные эротические миражи и лепет Русалочки, смешливое очарование Некой, вдумчивая и одухотворённая серьёзность Николь, фейерверк ассоциаций Демиурга, наивно-показное простодушие (и иногда – и сварливость) умницы-Еленушки, поэтичность Мишель, вкусности Кролика, арсеналы Сопляка, изящная манерность Елены-Трой, эрудиция Хэла, звездный свет и распахнутая нежность Ариели…(и фраза эта тянулась, тянулась, и тянулась – совсем как та, где рассказывалось о Тётке Совы, снесшей гусиное яйцо[31], а ведь и это ещё не всё!) – тёплые носы 99 медвежат, отвага Маленькой Разбойницы, танцующе-насмешливая начитанность Литки, сказочная милость Милой Ведьмы, дружелюбность П-МуЧаЧе, отважная колючесть и ласковость Зверька, силлогизмы Ино, напряженное истинно-искательство Ойки, точность формулировок Ле….уфффф….ну, и время от времени, бестолковые дурачества ипостасиков[32] - вот те кубики, из которых строится наш виртуальный мир[33]….
Вот теперь, наконец, кажется стало очевидным и то, ради чего, собственно, выздоравливающий Самбоди (Боди изумлённо-недоверчиво приподнимает брови – «и вот ради этого?…гм…», Сам спрашивает «А ты уверен, что…стало очевидным?»). И Сопляк, и Демиург, и Елена были уже так близко, что хотелось сказать «горячо!» – но слово так и не прозвучало вслух, лишь подразумеваясь, оставляя после себя едва уловимый след (фривольный Боди тут же цитирует: «но горячий след, по которому я нёсся, слишком был слаб, чтобы можно было его отличить от фантазии сумасшедшего….листопадное эхо…»[34]).
Да, в виртуале живут. Да, в виртуале живут личности, отличающиеся от реальных. Но прелесть в том, что они там не только живут, они там творят. И возможности творчества там не просто неограничены, они – в силу со-творчества, позволяют перешагнуть ту духовную и эмоциональную ограниченность, о которой так жёстко заявил П-МуЧаЧе[35]. И вот в этом – суть. Наши персонажи, творя, сотворяя виртуальный мир – такой, какой он есть – творят и нас. Вот она та часть, которой (а не филейчиками вовсе, Деми(Ург), хотя – и ими тоже! J) мы отражаемся в чате, виртуале….называйте, как хотите. Мы глядимся в эти зеркала, и узнаём и не узнаём там себя, в цветных арабесках строчек. И что из того, что созданный, создаваемый замок через мгновение исчезнет, рухнет (мелькнули маленькие злобные глазки и волосатые уши джинна![36]) – как имел обыкновение исчезать тот волшебный замок в одной восточной сказке, когда озадаченный спутник спрашивал, а отчего это так ясно виден закат между его фундаментом и горой…. Что из этого, ведь сказано уже «… истинный рай – есть потерянный рай»[37] – но разве, потеряв – мы ничего не обретаем?
Таким образом, Сам и Боди подобрались к первой ипостаси чата – творчеству (вот почему Юнис говорит, что «чат заберёт только одно единственное… тебя»[38] - истинное Творчество требует отдачи[39]…). Но, согласно Флоренскому[40], да и Аде J Бредовой, таких ипостасей должно быть три. Вторая, на мой взгляд – очевидна – Любовь. Ибо что есть Любовь, если не Творчество? Та Любовь, которая позволяет украсить в совместном Творчестве обычную веточку-образ миллионами кристаллов нашего воображения, а потом вдруг понять, что….J Но вот третья….Я бы назвал её любопытством или жаждой открытого познания….не хотелось бы, чтобы ипостась сия, в силу тех или иных причин превращалась, на основе двух прочих, в безумие….Впрочем. похоже, что это – лишь идеи, до которых руки не дойдут….
Сам и Боди рассматривают знаменитую цитату «Verba volant, scripta manent»[41] (справа налево, и слева направо – на случай, если они что-нибудь пропустили[42]), и думают, как истолковать её в данном случае….. Самбоди поднимает голову, видит, что уже второй час ночи… «И вдруг я весь стал существо иное….На грустный тон лепечет дождь…Я спал, и видел сон…»[43]….. Обнаруживает Боди сидящего в кресле, с уставшими от неудобной клавиатуры ноутбука пальцами….Книги….Сам хочет спать…..Кажется, оба основательно успели углубиться[44]…
Внимательно глядит на аудиторию, улыбается – «Вам было интересно? Ну, тогда увидимся….До….» J
Вместо эпилога
Уже написаны были эти (и не знаю, как их и назвать – субъективные заметки), когда попали ко мне спасибо Еленушке и автору!) материалы для второй статьи Сопляка. И стало совершенно очевидно – несмотря на то, что подбираемся мы к вопросу с разных сторон (он с точки зрения объективной реальности – а ипостасики с чисто субъективных позиций (тут Самбоди поднимает голову и начинает прислушиваться – оказывается, Сам и Боди уже давно затеяли свару…в паниковско-балагановском стиле…раздаются только невнятные возгласы «Сам ты объект!» и «От субъекта слышу!» – потом слышится плюха… но нет, это уже из вовсе другой области[45] ) – направление-то, цель – одна.
Жаль вот только, что «Увы! За рубежом вряд ли найдётся и десяток людей, способных оценить огонь и прелесть этого сказочно остроумного сочинения; и я бы утверждал, что сейчас в России и одного читателя не найдётся, не доведись мне знать о существовании целых двух таких – одного в окрестностях Санкт –Петербурга, если их, конечно, ещё не расстреляли большевики»[46]. Будут ли оценены те витиеватые, роскошные, искрящиеся Отельские фейерверки, которые, как кажется, и есть проявление того самого духа импровизационного со-творчества, духа Отеля[47], и с которыми я уже расстался, как с «потерянным раем»[48] – впрочем, не без некоторого сожаления[49]…?
Добавлю ещё, для тех, кому любопытно, что «творение» Сама и Боди принадлежит (что симво-лично!) – само-лично ДемиУргу, а их крёстными мамами стали Некая (заявившая, что никак не может понять, кто же из двоих ей больше нравится), и Кроткая Мэри, давшая им имя «ипостасики»…
Итак: «Я знала, что произведу сенсацию»[50] - сказала Ракета, прошипела и….J
Ó ЕАМ-Somebody, 1999
[1] Для тех, кто запамятовал – «Взгляни на арлекинов!» В.Набоков. [2] «Ах, как это неприлично!» (Атака Гризли, писАтельница на заборе) [3] Тот Самый, тот Самый…J [4] Собственно, первые значения английского «virtual» - «фактический, неноминальный, действительный» [5] «Сопляк» – Вадим Нестеров, см. http://www.vlady.chat.ru - и там раздел о чатах [6] «Чатология» – канувшая в Лету дискуссия Демиурга в «Отеле у Максима» [7] Кто запамятовал, спросите…у кого-нибудь… [8] «Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволитевыражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и Сам Аристотель...» [9] «Истинная жизнь Себастьяна Найта» – В. Набоков (а в скобках рискну предположить, что Само название «Неясный Асфодель» возникло как результат чтения Найтом Мандельштамова «Меганома» (1917) или даже «Одиссеи»…J) [10] он же «Повелитель сновидений», «Dreams Master» – а вот года написания точно не знаю, но подозреваю, что 196… [11] Единственное известное мне русское издание – БСФ, т. 25. [12] Б.Пастернак «Тема с вариациями», «Разрыв, 4» – 1918 г. [13] А. и Б. Стругацкие «Хромая судьба» [14] Ранее это выражение применялось к Ахматовой, например, во «Второй Книге» [15] Хотя здесь стоит оговориться – существовали ведь и «эпистолярные романы» – «но это, братцы, о другом»…. [16] «О любви» [17] Т. Шибутани «Социальная Психология» , 1973 г. - с тех пор не приходилось читать ничего точнее (и что это я всё время ссылаюсь на относительно старые книги – или это тенденция?), но, быть может, мне просто не попадалось… [18] А вот как раз здесь можно было б привести массу свежей литературы… [19] 1983 г., «Письма в…» Кого-то…куда-то….не упомню, да и стоит ли? J Всё необходимое описано уже в “Княжне Мэри” [20] Ив. Бунин - моя любимая «Жизнь Арсеньева»… [21] «Другие берега» [22] И снова «Герой нашего времени» [23] «Я клавишей стаю кормил с руки….» («Импровизация», Б. Пастернак, 1915 г.) Музыка… [24] Очередная «Алискина» аллюзия, футнотить все просто сил не хватает, имеющие глаза да увидят….(а может быть, это даже письмо Кэррола…к кому-то…а! к первому художнику «Алисы», Тенниелу) [25] См. также ссылочку 18. Здесь, кажется, в Саме зашевелились сразу оба «бывших» – психолог и математик…не обращайте внимания…. [26] К примеру, «Беседы о русской культуре» – «Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами.» [27] «Банев, Вы намёки понимаете?» [28] Кажется, это выражение восходит ещё к Библии…впрочем, уточню [29] Н. Бердяев «Смысл творчества» – 1916 г. [30] В. Набоков «Другие берега» [31] Ну, конечно - из главы, где «Пятачок совсем-совсем окружен водой…» [32] Ох, здесь я совершенно очевидно рискую оказаться в положении художника-Незнайки, когда всем нравятся чужие портреты, а вот свой… [33] Конечно, я прекрасно понимаю, что у всех этот список будет разным, но… «как обаятельны, для тех кто понимает, все наши глупости и мелкие злодейства…» [34] Конечно, «Лолита» [35] Отзыв на статью Сопляка, там же, на страничке Влади (http://www.geocities.com/SoHo/Studios/6437/) [36] Ну как, как без «Понедельника»! J [37] Наконец вышедшее на русском «Обретённое время» М. Пруста [38] Юнис, другой отзыв на статью Сопляка, там же, на страничке Влади [39] «Не читки требует с актёра, а полной гибели – всерьёз» (что-то у меня нынче Пастернаковский период.) [40] Кажется, знаменитый «Столп и утверждение истины», 1914. («Истина есть единая сущность о трёх ипостасях» Каково? J Или это были “Мнимости в геометрии”, 1922 ?) [41] Часто употребляемое Салтыковым-Щедриным (которого не люблю, впрочем) «Слова улетают, написанное остаётся» [42] Именно так Винни читал надписи у дома Совы. [43] И. Анненский - «Трилистник кошмарный» из «Кипарисового Ларца», 1910 г. [44] Тоже мне, Грифон и Деликатес нашлись….Вот на этой ссылке мы и…. [45] Не вышло остановиться. «И вдруг послышалась плюха. Тотчас в бельэтаже появился шлем милиционера, из бельэтажа Кого-то повели.»…. [46] Кончеев знал двоих…Мне повезло…я знаю более двух десятков…а скольких ещё не знаю… [47] «А может, это и есть тот Самый Дух Отеля, до которого всё доискивался Сопляк в своей дискусии» – спросила Еленушка. Кажется, это он и….J [48] Чу…мелькнула тень старика Мильтона [49] «Некоторое сожаление приличиствует тому, кто приносит жертву господу» – тема дисертации Арамиса. [50] Мой любимый О. Уайльд, «Замечательная Ракета». |
|